Сегодня каждому, а в особенности менеджеру, product owner и другим руководителям и владельцам бизнеса очень пригодились бы, нет, даже не маска с санитайзером, а навыки игры на бирже. Пожалуй, именно у брокеров и инвесторов сегодня самый мощный «иммунитет», ведь они привыкли работать и зарабатывать в условиях постоянной неопределенности. Теперь к этому будет привыкать российский бизнес.
Пока стартапы и малый бизнес борются, в прямом смысле тестируя свои процессы и продукты на жизнеспособность, средний бизнес стоит на перепутье форматов и направлений: идти в онлайн, запускать подписки, примкнуть к инфобизнесу? И только крупные компании, кажется, переживают этот кризис довольно спокойно – накопленные ресурсы позволяют выполнять обязательства перед партнерами и клиентами, заботиться о здоровье сотрудников и даже организовать переезд мониторов и принтеров по домам.
Как пишут «Ведомости», крупные компании начали переводить сотрудников на удаленную работу с середины марта. А после введения властями Москвы дополнительных мер защиты от распространения коронавируса, штаб-квартиры крупнейших российских брендов опустели уже в экстренном порядке. 16 марта о переводе сотрудников на удаленную работу объявили «Почта России», Rusal, Mail.ru Group, En+ Group и др. Газпромбанк собирается перевести на удаленную работу с сохранением зарплаты до 50% сотрудников (среднесписочная численность сотрудников банка – 20 200 человек). «Тинькофф»,
по данным «Ведомостей», намерен перевести на работу из дома 2000–3000 человек.
Однако именно таким крупным компаниям и командам в режиме удаленной работы придется труднее всего.
Коммуникации сейчас в больших командах уязвимы, и вот почему:
- Привыкли к роскоши живого общения. Удобно, когда все необходимые вопросы можно решить голосом, не тратя время на переписки и согласования. Особенно, когда еще и за совместным ланчем или у друг друга в офисе. Не споря о продуктивности, зачастую в таком режиме страдает навык письменной коммуникации и делового общения – получать нужную и точную информацию в короткие сроки.
- Долго принимали решения с участием большого количества человек. Встреча на 50 человек в уютном конференц-зале и коллективный созвон в Zoom – не одно и то же. Если офлайн-собрания позволяют управлять вниманием собравшихся и направлять дискуссию, на удаленке сделать это гораздо сложнее. Так и без того сложные процессы планирования и согласований рискуют стать убийственно неповоротливыми.
- Не использовали онлайн-сервисы для решения «текучки». Для удаленных команд вполне естественно держать целый ряд онлайн-сервисов и приложений для эффективной работы: документы мы создаем и храним на Google Drive, календарь маркетинговых активностей ведем в AirTable, стратегии и планы по развитию держим в Aha! и так далее. Большинству крупных компаний до таких решений не было никакого дела, ведь их внутренние процессы, как правило, обеспечивала собственная CRM или другой уникальный софт. В условиях спешки и перегруженности сисадминов и IT-департаментов оперативно размножить их на все ноутбуки и личные ПК вряд ли кому-то удалось.
Необходимость перестраивать процессы и делать их гибкими для сохранения эффективности – вывод уже очевидный, однако за один день его не реализовать. Ключевая особенность больших компаний именно в их масштабах, а это влечет сложность синхронизации коммуникаций на всех уровнях организации. Кита сложно заставить плавать в бассейне просто потому, что бассейнов нужного объема практически нет. Тем не менее, наша задача немногим проще, ведь на рынке уже существуют решения, ориентированные на большое количество пользователей.
В подборке ниже вы найдете одни из самых практичных решений.
Популярные решения, такие как корпоративный мессенджер Slack, сервисы видеозвонков Zoom и Skype в этом списке не представлены – просто потому что в том или ином виде они используются в большинстве компаний. Акцент сделан на сервисах, поддерживающих большое количество пользователей, и применимых в разных сферах деятельности.