Рубрика

4 способа эффективно провести стратегическую сессию

Тренды Популярное

Что мы делаем в предновогодней лихорадке после того, как закупили подарки и составили расписание партизанских вылазок за продуктами к столу? Подводим итоги года и выписываем внушительный список целей на следующий. В бизнесе всё тоже самое, но если финальные отчеты можно закрыть в декабре, то с бюджетом нужно определяться заранее. Чтобы ресурсов хватило на все планируемые проекты и инновации, нужно пересмотреть стратегию развития и определиться с целями на будущий год.

Стратегическая сессия — процесс анализа состояния компании на текущий момент и выработки долгосрочных решений. Это разработка плана действий, которые существенно повлияют на развитие бизнеса. Во время стратегической сессии участники слушают, анализируют, обсуждают и определяются с общими понятиями. Всецело поручать это руководящему меньшинству или опираться на мнение коллектива и вовлекать сотрудников – дело традиций, вкуса и корпоративной культуры.

Формат проведения стратегической сессии может не сильно отличаться от совещания или конференции, а значит, и организовать ее не так сложно. Мы предлагаем несколько вариантов.

Форсайт-сессия

image
Что это?Прогнозирование будущей ситуации на уровне отрасли, региона, страны или даже мира. Также может быть попытка предвидеть тренды развития индустрии, продукта, пользовательских предпочтений и т.д.

Основная цель
Составить видение альтернатив развития компании.

Как проходит
Форсайт-сессия может занимать от 1 до 4 часов в зависимости от уровня обсуждаемых вопросов. Форсайт организуется как систематический процесс, который должен быть тщательно спланирован и организован. До мероприятия проводится большой объем работы: каждый из участников должен сформулировать свои гипотезы, предварительно собрав для них практический материал, кейсы, best practices в отрасли. Затем в ходе самой сессии гипотезы обсуждаются, корректируются, фиксируются основные события и ключевые точки, инструменты реализации. Обычно форсайт проводят систематически, чтобы оценить правильность сформулированных решений.

Для эффективной работы стоит привлечь сотрудников, обладающих экспертными знаниями, или сторонних специалистов. Главное, чтобы у них было достаточно образования или профессионального опыта для предложения гипотез.

Кому подходит
Стартапам на стадии развития и формирования продукта.
Компаниям, в которых большую роль играет человеческий фактор или личность основателей/специалистов.

Брейнштормimage
Что это? 
Метод генерации идей, основанный на свободном потоке мыслей.

Основная цель
Создать большое количество информации, которую в дальнейшем можно использовать для выработки конкретных практических решений, концепций и т.д.

Как проходит
Брейншторм можно проводить одной большой командой, или разделив участников и их задачи по группам. У всех участников перед началом брейншторма должна быть четко сформулированная задача, желательно, с минимумом условий и ограничений. Главное правило брейншторма – не критиковать, ведь даже самые бессмысленные идеи помогут принести пользу: можно взять абсолютно противоположные варианты, увидеть какую-то деталь и так далее.

По сути, это поток творческих мыслей участников, и ограничен он может быть только их способностью креативно мыслить. После сбора всех идей и предложений все варианты нужно обработать. Для этого можно оценить плюсы и минусы каждой предложенной идеи, а затем сопоставить наиболее удачные с изначальной задачей и продумать, какое решение будет наиболее эффективным.

Кому подходит

  • Компаниям, работающим с проектами и создающим решения для других.
  • Компаниям, обновляющим ассортимент/продуктовую линейку.
  • Компаниям, выходящим на новые рынки.
Кейс
На WhenSpeak проходило корпоративное мероприятие, частью которого как раз был брейншторм. Участники на платформе разделились по группам – столам – и в течение часа генерировали свои предложения по темам. Выжимку креативных идей провели сразу – после окончания сессии организаторы вывели все идеи на экран и разобрали их, а за понравившиеся можно было голосовать, поднимая их вверх списка.
Выбор альтернатив
Что это? Голосование за одну или несколько заранее проработанных концепций/стратегических альтернатив.
Основная цель
Определить глобальный вектор развития компании с его последующим уточнением и детализацией.
Как проходит
Для проведения стратегической сессии в таком формате нужно заранее подготовить гипотезы или концепции, которые будут предложены к обсуждению. Затем кто-то из сотрудников компании – руководитель направления, ведущий специалист – презентует основные положения, термины, задачи и планируемые результаты в формате проекта. Аудитория задает вопросы, и затем отдает предпочтение тому или другому варианту.

Желательно, чтобы в качестве слушателей было задействовано как можно больше человек – так выбор будет наиболее взвешенным, и чем больше участников поддержат ту или иную концепцию, тем больше шансы на ее успешную реализацию на практике.
Кому подходит
Компаниям с демократичным управлением, готовым привлекать сотрудников к принятию решений.